В июне в России спрос на бизнес-литературу вырос в шесть раз в годовом выражении. Об этом сообщили аналитики AliExpress . Особенно популярны у граждан книги о том, как функционируют фондовые рынки и как можно зарабатывать, вкладываясь в ценные бумаги. Одновременно россияне проявляют большой интерес к пособиям по ораторскому искусству и психологии. Что это — каприз моды или тренд? Расскажет Андрей Загорский.

Следует сразу заметить: у книжных предпочтений россиян, во всяком случае, в том, что касается деловой литературы, имеются объективные причины. Многие граждане, в последнее время разочарованные невысокой доходностью банковских депозитов, начали торговать на фондовом рынке. К примеру, в течение 2021 года они только на Московской бирже инвестировали в ценные бумаги более 1 трлн руб. За один только июнь количество физлиц, имеющих на Мосбирже брокерские счета, выросло почти на 0,5 млн руб. и достигло 12, 7 млн руб. Разумеется, любому инвестору хочется зарабатывать деньги, а не терять их, а для этого нужны специальные знания, тем более что их теперь проверяют с помощью обязательных тестов.

Так что всплеск интереса к бизнес-литературе — явление вполне закономерное, отметил заместитель председателя правления Института развития финансовых рынков Валерий Петров: «Интерес к проведению спекулятивных операций объективно обусловлен показателями фондовых рынков. Достаточно вспомнить, что один из ведущих мировых индексов S&P 500 всего лишь с октября 2020 года вырос от уровней порядка 3200 пунктов до уровней порядка 4400. Это сильно мотивирует людей проинвестировать на фондовые рынки и заработать. Естественно, для этого нужны знания.

И литература, которая помогает такие знания получить, начинает пользоваться гораздо более высоким спросом, чем мы видели даже в 2020 году».

Деловая литература уже довольно давно пользуется высоким спросом, причем не только у тех, кто хочет зарабатывать на фондовом рынке. Просто сейчас это стало, пожалуй, заметнее, чем прежде. Так считает вице-президент Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции Александр Оськин: «Что касается бизнес-информации, касающейся коммерческой деятельности или оптимизации, то к ней сейчас большой интерес.

Создание малого бизнеса, организация его деятельности и сотрудничество с банками — все требует некоего просвещения, финансовой грамотности. Поэтому интерес и растет. В этом смысле повышается спрос на деловую прессу и на издания, которые касаются бизнес-вопросов. Это совершенно однозначно. И это при том, что огромный объем информации есть в интернете».

Наиболее востребованной среди россиян книгой в сегменте деловой литературы оказалось произведение американца Бенджамина Грэма «Разумный инвестор», впервые изданное в 1949 году. Про него в свое время даже знаменитый своим деловым чутьем Уоррен Баффет сказал, что это «лучшая книга по инвестированию из когда-либо написанных». Высоким спросом пользуется также работа Джордана Бэлфорта «Метод волка с Уолл-стрит».

Строго говоря, рост интереса россиян к бизнес-литературе — это одно из выражений общего тренда на самообучение и самосовершенствование, который является глобальным и наверняка будет существовать еще долго. Такое мнение высказал главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов: «Всплеск на рынке книг происходит смежном, скажем так, сегменте между бизнесом и саморазвитием. Этот тренд, на самом деле, заметен уже лет пять. Сейчас популярны и книги о саморазвитии, о том, как как изменить жизнь, как больше зарабатывать, и, конечно, книги, связанные с в том числе фондовым рынком как одним из средств, как можно больше зарабатывать.

Большой спрос на такую литературу — общемировая тенденция.

Абсолютно те же самые книги хорошо продаются, как в России, так и в США, в Британии или в Германии, с поправками, конечно, на местных авторов. Но в целом международные бестселлеры, одинаково хорошо продаются, как там, так и тут. Люди хотят развиваться, хотят достичь большего. Книги — один из инструментов».

Абсолютными же лидерами продаж среди россиян стали классические художественные произведения отечественной литературы, а самыми любимыми авторами — Александр Пушкин, Сергей Есенин и Михаил Булгаков.

Любопытно, что, хотя динамика продаж говорит в пользу электронных и аудиокниг, объемы реализации которых стабильно растут на 25% в год, пока более половины россиян все же предпочитают читать «бумажную» литературу.