Медиавойна с внешним миром подталкивает власть к внутреннему ужесточению

медиавойна, украина, военная спецоперация, защита, донбасс, рф

Главред т/к “Дождь” (признан в РФ иноагентом) Тихон Дзядко уже покинул Россию. Фото Reuters

По предварительным данным, на 3 марта запланировано заседание совета директоров «Газпром-медиа», где будут приниматься решения по «Эху Москвы», которому уже заблокировали и эфир, и интернет-сайт. Вместе с рядом других российских СМИ, например телекомпанией «Дождь» (признан в РФ иноагентом) и «Новой газетой», эта радиостанция обвиняется во враждебном освещении специальной военной операции на территории Украины.

Крупному медиахолдингу предстоит решить судьбу одного из активов, редакционная политика которого не вписалась в законы военного времени. И речь идет не столько о спецоперации Вооруженных сил РФ, сколько об информационном противоборстве России с внешним миром, украинская составляющая которого не столь уже велика, хотя наиболее горяча.

Если «Эху Москвы», возможно, еще удастся сохраниться в каком-то виде, то, скажем, «Дождю» это, видимо, не суждено. Главред телекомпании Тихон Дзядко уже подтвердил, что вынужден отбыть за границу. Он обещает, что иноземного вещания организовывать не станут: «Мы будем обжаловать все принятые в отношении «Дождя» решения и продолжим работать, частично – удаленно. «Дождь» – законопослушное СМИ, никакие, даже самые драконовские, законы РФ нашими журналистами нарушены не были, а потому и оснований для блокировки нет».

Непокорность проявила и «Новая газета», новым номером показавшая неизменность своих оценок. На протяжении 2 марта появлялись сообщения и о других изданиях, попавших под блокировку или внимание силовиков. Проблемы с организацией медийной борьбы против Запада и украинских ботов подтолкнули власти РФ к обычной реакции «ударить по Воронежу». Но пока непонятно, ограничатся ли они точечными атаками или это будет масштабное наступление на СМИ.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что если бы «Эхо Москвы», «Дождь» или «Новая газета» соблюдали все правила, то, может быть, их бы и не тронули, но «тогда бы они утратили интерес своей аудитории». Есть два объяснения: либо власть начинает уступать в информационной борьбе, либо эти ресурсы уже не нишевые, как прежде. По мнению Калачева, пока это точечные удары, но прогноз неутешительный. «Нам предлагают жить по законам военного времени, когда есть свои и чужие, – и никакого снисхождения не предполагается. Сейчас наверняка уже составляются черные списки недостаточно патриотичных СМИ, блогеров, любых социальных медиа», – считает эксперт. А дальше, полагает Калачев, все будет зависеть от результатов переговоров России с Западом, хода спецоперации и ситуации в стране, но скорее всего «расширение поиска «пятой колонны» неизбежно».