Дмитрий Минин
28.10.2023
Весь мир замер перед уже объявленным, но все откладываемым вторжением израильской армии (ЦАХАЛ) в Газу, предчувствуя новые многотысячные жертвы и гигантские разрушения в секторе.
То, что, помимо происходящих отдельных рейдов, главная операция вот-вот начнется, никто не сомневается, но вот ее модальности могут быть разные. И зависят они отнюдь не от доброй воли или гуманитарных соображений Израиля и его покровителей из США, а ожидаемого сопротивления, в том числе в случае распространения конфликта на весь регион. Вашингтон, по общему признанию, оказывает сдерживающее влияние на Нетаньяху, главным образом, лишь до того момента, когда накопит достаточный потенциал для ведения общерегиональной войны.
О кратковременном прекращении огня в Газе ЦАХАЛ и Белый дом готовы также слышать только на период эвакуации лиц с американскими паспортами, а потом никакой приостановки. Об этом говорит и голосование США в СБ ООН. Вот, кстати, еще один пример даже не двойной, а какой-то многоступенчатой морали. Есть низшая ступень – палестинцы, над ними израильтяне, еще выше – обладатели западных паспортов, а над всеми ними парят, как орлы, «американские паспортины». Ведь в Соединенных Штатах на носу выборы, надо же продемонстрировать «заботу о соотечественниках».
На фоне полуразрушенной Газы, которую уже покинули сотни тысяч людей, командиров ЦАХАЛа и их многочисленных советников из Пентагона, однако, все больше волнует вопрос, почему среди них не видно боевиков в форме (у хамасовцев она есть) и с оружием. Ответ простой – они ждут своего часа в подземельях и туннелях, прокопанных под всем сектором.
Американские офицеры просто не рекомендуют своим подопечным вторгаться туда до тех пор, пока не будут обнаружены конкретные цели и разработаны детальные планы по их уничтожению. Оценивая проведенные израильской авиацией бомбардировки Газы лишь с точки зрения эффективности, а не морали, они не склонны доверять официальным сводкам о разрушении военной инфраструктуры ХАМАСа. По мнению американцев, военное крыло этой организации пока еще вполне боеспособно и от него следует ожидать различных сюрпризов «из-под земли».
Оценивая туннельную инфраструктуру ХАМАСа с накопленными припасами, эксперты отмечают, что его бойцы могут находить там убежище в течение длительного периода времени, сражаясь как внутри этих туннелей, так и совершая из них вылазки. Именно здесь ХАМАС хранит стратегическое оружие и удерживает своих заложников.
Туннели являются ключевым элементом военной стратегии ХАМАСа, а их протяженность может составлять десятки, если не сотни километров, с выходами за пределы Газы в сторону южного Израиля и даже в море. В туннелях стоят генераторы, имеются запасы топлива, работает вентиляция, проложена автономная проводная связь, заложены многочисленные ловушки. Они обеспечивают ХАМАСу оперативную и тактическую гибкость, которой группировка лишена на поверхности. Общее количество находящихся там боевиков, вооруженных стрелковым оружием, гранатометами, минометами, разного рода ракетами, фугасными устройствами, по разным данным, составляет от 25 до 40 тыс. человек, в основном из «Бригад Аль-Кассам» ХАМАСа и «Бригад Аль-Кудс» Исламского джихада*.
ЦАХАЛ имеет специализированные подразделения по ведению как городских, так и подземных боевых действий. У него есть и специальное оборудование для этих видов войны, часть из которого местного производства, часть предоставлена США.
Но как считают эксперты, «пока он не отправит свои подразделения под землю и не вступит в ближний бой, израильские солдаты не будут знать, что их ждет».
Все это специализированное подземное оборудование – для дыхания, для наблюдения, для навигации, для стрельбы, для связи – очень легко выходит из строя в условиях реального «туннельного боя». И это даже без учета потенциальных ответных мер ХАМАСа. «Точно так же, как израильтяне готовились к такой борьбе, ХАМАС готовился к ней тоже, и в течение многих лет».
Советники из США с сомнением относятся к раздающимся в последнее время в Израиле, все же опасающемся непредсказуемости «подземных боев», всякого рода фантастическим идеям по затоплению морской водой системы туннелей в секторе, где к тому же находятся заложники, считая их трудно выполнимыми. Они призывают хозяев к более тщательной разработке реальных планов операции. Само по себе их отсутствие у Израиля, по мнению некоторых экспертов, говорит о том, что он с самого начала стремился лишь к массовому изгнанию палестинцев из Газы, а не установлению над ней какого-либо контроля. Об этом же говорит и идея с «затоплением» туннельной сети морской водой, ведь в этом случае территория Газы станет просто непригодной для жизни.
Бывший начальник отдела исследований местности в Южном командовании ЦАХАЛа, а ныне профессор геологии Джоэл Роскин, по сути, ведущий израильский специалист по проблеме в исследовании «Подземная война в секторе Газа и сложность военной борьбы в ней», указал на трудности предстоящей операции. По его словам, с 2009 года, в рамках своего целостного подхода, ХАМАС перешел к стратегическому использованию подземелья и прорыл около 35 наступательных туннелей под линией перемирия 1949 года с Израилем, некоторые из которых проникают на сотни метров вглубь еврейского государства. Эти туннели были уже не просто длинными транзитными маршрутами из пункта в пункт, а довольно сложными, многоэтажными подземными пещерами и туннелями с комнатами, холлами и складами. В Газе сложилась «туннельная культура», которая включала образовательные визиты учащихся начальной и старшей школы, свадебные фотографии и экскурсии по системе подземных туннелей.
Можно предположить, что под сектором Газа раскинулась обширная многоэтажная сеть туннелей протяженностью, возможно, в несколько сотен километров. Средства поддержки, связи, электроснабжения и даже пребывания в ней человека «были близки к совершенству».
Как он полагает, поиски подобных туннелей, даже с помощью самого совершенного оборудования «в некотором смысле, напрасны», поскольку их воздушное пространство по сравнению с подземной средой имеет очень малое поперечное сечение, ширина и высота которого обычно не превышают одного или двух метров соответственно. Кроме того, чтобы активировать обнаружение, нужно находиться на земле строго над туннелем или в нем самом. Другой подход к обнаружению туннелей заключается в выявлении признаков строительства, технического обслуживания и активности на поверхности, таких, как кучки грунта. Но их устранению ХАМАС всегда уделял должное внимание. По заключению Роскина, «эти условия действительно являются проблемой для полноценной наступательной операции Армии обороны Израиля».
Для спуска в туннели и ведения в них боевых действий важен также и психофизиологический настрой. Боевики, например, похоже, к ним уже вполне адаптировались. Так, представитель «Бригад Аль-Кудс» Абу Хамза обратился к Израилю: «После победы над вами в вашем собственном государстве, как вы думаете, что произойдет, когда вы придете к нам? Мы подготовили наших людей, которые любят смерть ради Аллаха так же сильно, как вы любите жизнь. Так что добро пожаловать к вратам ада». Иными словами, тяжелых потерь с обеих сторон при таком сценарии не избежать. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации было бы, конечно, возвращение к столу переговоров, если, конечно, это еще возможно.